Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время во многих странах мира, в том числе России, до сих пор реализуется линейная модель экономического развития, построенная по схеме «добыл ресурсы – изготовил продукцию – выбросил отходы». Эта модель приводит к возникновению экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почв, изъятием из хозяйственного оборота значительного количества земельных площадей. Для предотвращения данных проблем необходим переход на модель «безотходной» экономики, предполагающей прохождение стадий «добыл ресурсы – изготовил продукцию – повторно использовал или переработал отходы». О модели экономики замкнутого цикла ещё в 1966 г. писал в своей статье «Экономика будущего космического корабля Земля» американский экономист К. Боулдинг [1], обосновывая необходимость перехода от открытой, «ковбойской» модели экономики к замкнутой, с низкой пропускной способностью «экономике космонавтов». Опыт ряда развитых стран показывает, что движение в сторону такой экономики возможно.
Цель обоснование экономической целесообразности использования отходов производства. Задачи:
провести теоретическое исследование основ использования отходов производства;
изучить проект использования отходов производства;
провести описание проекта;
изучить переработку вторичных полимеров в изделия;
провести оценку эффективности проекта.
Объект – использование отходов производства.
Предмет обоснование экономической целесообразности использования отходов производства.
1. Теоретические основы использования отходов производства
В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 г. прозвучал призыв к кардинальному снижению объема отходов, переходу на экономику замкнутого цикла и началу применения механизма расширенной ответственности производителей. Такой призыв объясняется наличием серьезных проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления.
При анализе данных Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации было выявлено, что каждый год объем образованных отходов производства и потребления неуклонно растет: за последние 9 лет он вырос почти в 2 раза и составил в 2018 г. 7266,1 млн т. Наибольший объем образования отходов производства и потребления приходится на такой вид экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых. При изучении способов обращения с отходами было отмечено, что среди них преобладает утилизация; на втором месте – хранение, на третьем – захоронение, на последнем – обезвреживание отходов. При этом доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления с каждым годом увеличивается.
Утилизация, обезвреживание и захоронение отходов осуществляются на специальных установках, а также на предприятиях и полигонах по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. За период 2010- 2018 гг. количество введенных в действие установок по утилизации и переработке отходов производства (исключая мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы и др.) составило 300 единиц с максимальным значением в 2018 г. (93 установки), предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, коммунальных и иных отходов – 225 единиц с максимальным значением в 2010 г. (46 предприятий и полигонов).
Все вышесказанное говорит о наличии большого количества проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления. Среди институциональных условий их решения авторами были выделены правовые, организационные и экономические. Правовые условия основываются на нормативно-правовой базе, которая в настоящее время активно формируется. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 г. с момента его принятия перенес 38 изменений и дополнений и оброс большим количеством подзаконных актов, начиная с Постановлений Правительства РФ и заканчивая различными разъяснительными письмами и инструкциями. Кроме того, имеются различные ГОСТы по обращению с отходами, разработан Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (НДТ) ИТС 17-2016 «Размещение отходов производства и потребления», приняты и существенно изменены и дополнены федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие сферу обращения с отходами производства и потребления.
Организационные условия формируются на основе деятельности государственных органов власти, функционирующих институтов, учреждений, организаций, занимающихся управлением отходами производства и потребления. Реализацией мероприятий, связанных с решением проблем по обращению с отходами производства и потребления, в первую очередь занимаются такие федеральные исполнительные органы власти, как: Минприроды России, Росприроднадзор России, Минпромторг России, Минстрой России, а также Госкорпорация «Росатом». При их участии на территории страны в период 2018-2024 гг. реализуется Национальный проект «Экология» (НП «Экология»), одной из целей которого выступает «Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов». Среди задач НП «Экология» в частности рассматриваются следующие: формирование комплексной системы обращения с ТКО, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления; создание и эффективное функционирование во всех субъектах РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
В соответствии со статьями 6, 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 г. и постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» в различных регионах нашей страны были разработаны и утверждены территориальные схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Экономические условия обеспечивают инвестиционную привлекательность деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которая во многом зависит от наличия форм государственной поддержки в данной сфере. В качестве таких форм выступают следующие.
1. Предоставление налоговых льгот и льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
3. Заключение специального инвестиционного контракта.
Специальный инвестиционный контракт выгодно отличается от инвестиционного налогового кредита, так и не получившего широкого распространения на практике по причине сложной системы взаимодействий его сторон. Контракт заключается между инвестором (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) и публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием). В соответствии с ним инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство промышленной продукции, а публичный субъект обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Заключение контракта возможно как в случае реализации проекта по созданию либо модернизации промышленного предприятия, так и в случае, когда проект предусматривает внедрение НДТ в ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 (с изм. и доп.). Доступ из справ. -правовой системы «Гарант». Источник: https://base.garant.ru/55171684/
2. Паспорт национального проекта «Экология»; утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/
3. Баркатунов В.Ф., Дрёмова Л.А. Специальные инвестиционные контракты в механизме модернизации российской экономики // Политика, экономика и инновации, 2016. № 2(4). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnyeinvestitsionnye-kontrakty-v-mehanizme-modernizatsii-rossiyskoy-ekonomiki
4. Безотходная ресурсосберегающая технология производства вкладыша для низа обуви на основе отходов производства / Радюк А.Н., Буркин А.Н., Шевцова М.В., Буланчиков И.А. // В сборнике: Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2020). Сборник материалов Международной научно-технической конференции. 2020. С. 97-100.
5. Воротников А.М., Баженов И.Н., Лыжин Д.Н. Экотехнопарки: перспективы развития, приоритетные области и особенности финансирования // Проблемы национальной стратегии, 2019. № 4(55). С. 144 – 155.
6. Иванов А.Д., Мачнева Н.Л. Применение отходов крахмало-паточного производства в производстве кормов для сельскохозяйственной птицы / В книге: Инновационные направления интеграции науки, образования и производства. Сборник тезисов докладов участников I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. 2020. С. 94-95.
7. Иванова Н.Н. Ресурсосберегающие технологии при раскрое с целью уменьшения отходов швейного производства // В сборнике: Концепции, теория, методики фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного дизайна и технологий. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической заочной конференции. Москва, 2020. С. 26-31.
8. Институциональные условия решения проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления / Мочалова Л.А., Соколова О.Г., Полежаева М.В., Гриненко Д.А. // Управление техносферой. 2020. Т. 3. № 2. С. 159-179.
9. Карякин М.А. Устойчивая оптимизация расходов молочного производства: производство биогаза из жидких отходов // Переработка молока. 2020. № 1 (243). С. 26-27.
10. Настюшкина А.В. Разработка технологии производства железофлюсовых брикетов из отходов металлургических производств АО «Уральская сталь» // Наука и производство Урала. 2020. Т. 16. С. 24-26.
11. Переработка жидких среднеактивных отходов уранового производства по осадительно-фильтрационной технологии химико-металлургического производства ФГУП «ПО «МАЯК» / Лагунова Н.Ю., Конников А.В., Силич Н.В., Мусальников А.М. // Химическая технология. 2020. Т. 21. № 6. С. 282-288.
12. Перспектива производства биоразлагаемой одноразовой посуды и упаковки из отходов мукомольного производства / Макушин А.Н., Кудрякова Е.П., Макушина Т.Н., Пашкова Е.Ю. // В сборнике: АПК России: образование, наука, производство. сборник статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2020. С. 144-149.
13. Перспективы использования отходов производства ЦСП в качестве наполнителя / Зинчук Е.А., Кутовой А.Л., Тефанюк М.Н., Макеев П.В. // В сборнике: Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент. Материалы XII Международной научно-инновационной молодёжной конференции. 2020. С. 82-84.
14. Получение долговечных бетонов с использованием расширяющегося вяжущего и отходов производств / Зайцева Л.Р., Луцык Е.В., Латыпов В.М. // В сборнике: проблемы строительного комплекса России . Материалы XXIX Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне. 2020. С. 69-71.
15. Применение метилтриэтоксисилана отхода производства метилсилана для производства антиадгезионных смазок / Федосов И.А., Лебедев А.В., Иванов А.Г., Стороженко П.А. // Химическая промышленность сегодня. 2020. № 1. С. 36-41.
16. Родичева Ю.В. Система обращения с отходами производства и потребления на предприятии по производству масложировой продукции // В сборнике: экологические чтения - 2020. сборник материалов ХI Национальной научно-практической конференции (с международным участием). Омск, 2020. С. 480-485.
17. Соколова Н.Р., Кондратьев А.В. Виды государственной поддержки инвестиционной деятельности в природоохранной сфере // Экология производства, 2019. № 8. С. 26 – 31.
18. Стеценко С.А., Абдрахимов В.З. Использование отходов топливно-энергетического комплекса и фосфорного производства в производстве керамического кирпича // Экология промышленного производства. 2020. № 3 (111). С. 23-28.
19. Цыбуленко П.В., Оника С.Г. Производство композитных топливных торфяных брикетов с использованием отходов льнопереработки // Горная механика и машиностроение. 2020. № 2. С. 16-20.
20. Kenneth Boulding. The Economics of the Coming Spaceship Earth, 1966.
21. Seleznev A.D., Kuznetsova N.V. Experience of using wood waste in the production of cement composite materials // В сборнике: The World of Science without Borders. Материалы 7-ой Международной научно-практической конференции молодых учёных. Электронный ресурс. 2020. С. 225-227.